|   Информационная памятка для несовершеннолетних по вопросам кибербезопасности в сети «Интернет»          Ни для кого не секрет, что интернет - бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. В интернете размещено огромное количество материалов, не предназначенных для детей. Негативное влияние на детскую психику оказывают порнографические сайты, бесплатные веб – страницы, пропагандирующие насилие, различные провокационные идеи, а бесконтрольное увлечение интернет-играми  приводит к формированию зависимости.      Вместе с тем у современной компьютеризации есть и плюсы: развитие у детей важнейших операций мышления - обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания, развитие интеллекта  и зрительно-моторной координации. Интернет предлагает полезный образовательный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким.   На компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретая элемент игры. Работа на нем обучает детей новому, более простому способу получения и обработки информации. Но взрослые должны понимать, что «все хорошо в меру» и отсутствие специальных знаний и правил безопасности в интернет-пространстве легко превращает «плюсы» в «минусы». Среди «рисков» для детей и подростков  можно выделить следующие:  ·           коммуникативные (интернет-хулиганство в виде запугивания, преследования, оскорбления, склонения к негативным и опасным для жизни  поступкам и играм, »выуживание» личной информации, интернет-знакомства без согласия родителей и т.п);  ·           электронные (хищение личной информации, вирусы); ·           потребительские (азартные игры на деньги, потеря денежных средств, приобретение некачественных товаров); ·            интернет-зависимость от компьютерных игр, которая приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким.        Онлайновые  риски непредсказуемы, поэтому дети  нуждаются в помощи взрослых. Необходимо учить детей  безопасному поведению в интернете, предупреждать об опасностях виртуального мира, помогать ориентироваться в киберпространстве, учить искать полезную и нужную информацию.        В связи с этим особую важность приобретает просветительская работа педагогов с родителями.  Стоит вооружить родителей знаниями по профилактике  рисков, связанных с   интернет - пространством у детей и подростков,  распознаванию на ранней стадии зависимости от интернета, по коррекции данного явления силами семьи и специалистов. Что может подсказать взрослым, что ребенок проводит много времени в интернет-пространстве и у него  формируется или уже сформировалась компьютерная зависимость? Стоит волноваться, если ребенок: ·           увеличивает  интервалы времени, проводимого за компьютером ·           демонстрирует неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала, ·           не способен спланировать окончание сеанса работы или игры ·           расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера ·           начинает разговаривать во время игры  сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны ·           ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер ·           обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми ·           теряет  интерес к происходящему вокруг ·           обесценивает то, что  раньше было дорого и важно ·           имеет неопрятный внешний вид ·           выдает частые резкие перепады настроения ·           становится более агрессивным ·           лжет, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам ·           часто  пропускает  школьные занятия по болезни или без причины ·           сократил контакты с друзьями и сверстниками ·           не имеет реальных друзей, зато много виртуальных ·           стал забывчив ·           стал равнодушен к близким ·     имеет нарушения сна:   постоянно  хочет спать  ·           трудно встает по утрам, обычно в подавленном настроении     Считается, что зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует.  Какие особенности характера детей и подростков могут являться «рисками»  для формирования зависимости от  разного рода интернет-услуг?   ·           трудности в общении с взрослыми и сверстниками (в том числе и  с противоположным полом), обусловленные неуверенностью в себе  и высоким уровнем тревожности ·           необщительность в реальной жизни на фоне уверенности и индивидуализма ·           заниженная или завышенная самооценка ·           склонность к риску и авантюрам ·           нонконформизм – стремление во что бы то ни сталдо противоречить мнению        большинства  ·           эгоцентризм  ·           склонность к депрессивным состояниям ·           склонность к избеганию проблем и ответственности ·           боязнь одиночества ·           потребность в социальной поддержке ·           низкая мотивация к учебе, труду и др.        Предполагается, что использование интернет-ресурсов в качестве общения и самораскрытия характерно для детей, ощущающих некоторую недостаточность, неполноту, ущербность в обычной «реальной» жизни.      Исследования показывают, что наиболее подвержены интернет-зависимости подростки, имеющие следующие типы характера: шизоидный, истероидный, эпилептоидный, лабильный.  Необходимо заметить, что доминирующие черты этих типов характера, являются основными рисками в формировании нарушенного поведения у детей и подростков.   Совместный (интересный) досуг семьи и роль дополнительного образования как ресурс   профилактики.       Важно донести до  родителей информацию о том, что дети и подростки намного реже демонстрируют нарушенное поведение, когда родители:   ·           искренне интересуются делами ребенка, знают, чем он живет ·           помогают ребенку решать его проблемы  ·           находят время на общение с ребенком, организуют совместный досуг, приносящий удовольствие и тем, и другим ·           приобщают детей к семейным традициям и ритуалам ·           следят за соблюдением ребенком режима дня, создают психологический комфорт дома ·           стараются быть открытыми для контактов извне, поддерживает отношения с семьями друзей детей ·           помогают организовать для ребенка досуг вне дома (кружки, секции и др)        Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать ребенку или подростку «присесть» на компьютерные игры и общение в чатах - это привлечь его в процессы, которые не  связаны с виртуальной реальностью.   Роль доверительных и дружеских отношений с ребенком – важнейший ресурс профилактики.          Если в семье между взрослыми и детьми сохраняются эмоционально теплые отношения, ребенок уважает родителей, доверяет им, прислушивается к их мнению. Родители должны донести до ребенка следующую информацию:   ·           на компьютер необходимо ставить фильтры для защиты от вирусов и вредной информации ·           компьютер нужен, прежде всего, для получения нужной и важной информации и позитивного общения ·           в сети множество опасностей и есть люди, которые принуждают других совершать поступки, опасные для жизни  ·           не вся информация, которая появляется в сети,  является правдивой и точной ·           необходимо советоваться с родителем, когда сталкиваешься с нежелательной информацией или любым  приглашением (склонением к чему-либо другим лицом) ·           важно сообщать родителям о любом «нападении» на себя ·           родители отвечают за безопасность своего ребенка и должны быть в курсе того,  с кем он общается,  осуществлять адекватный возрасту контроль ·           родители всегда придут на помощь        Очень важно чтобы родители своим примером показывали детям, как грамотно  строить свои отношения с интернет пространством и  не сообщали детям о «новинках» (игры и т.п.), вызывая тем самым ненужный  интерес.   Рекомендуемые ссылки:   http://www.maam.ru/detskijsad/statja-dlja-pedagogov-i-roditelei-opasnosti-s-kotorymi-deti-mogut-stolknutsja-v-seti-internet.html http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/bezopasnyi-internet-dlya-pedagogov.pdf  http://contrlist.ucoz.ru/Ohta-Center/Tom6/issledovanie_internet-zavisimosti.pdf   http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-zavisimyh-lichnostey  http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html     |