Безопасности детей и подростков в интернет-пространстве

     

Безопасность детей и подростков в интернет-пространстве

 

 

   
 

  Информационная памятка для несовершеннолетних по вопросам кибербезопасности в сети «Интернет»

    

    Ни для кого не секрет, что интернет - бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. В интернете размещено огромное количество материалов, не предназначенных для детей. Негативное влияние на детскую психику оказывают порнографические сайты, бесплатные веб – страницы, пропагандирующие насилие, различные провокационные идеи, а бесконтрольное увлечение интернет-играми  приводит к формированию зависимости.

    Вместе с тем у современной компьютеризации есть и плюсы: развитие у детей важнейших операций мышления - обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания, развитие интеллекта  и зрительно-моторной координации. Интернет предлагает полезный образовательный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким.   На компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретая элемент игры. Работа на нем обучает детей новому, более простому способу получения и обработки информации. Но взрослые должны понимать, что «все хорошо в меру» и отсутствие специальных знаний и правил безопасности в интернет-пространстве легко превращает «плюсы» в «минусы».

Среди «рисков» для детей и подростков  можно выделить следующие:

·           коммуникативные (интернет-хулиганство в виде запугивания, преследования, оскорбления, склонения к негативным и опасным для жизни  поступкам и играм, »выуживание» личной информации, интернет-знакомства без согласия родителей и т.п);

·           электронные (хищение личной информации, вирусы);

·           потребительские (азартные игры на деньги, потеря денежных средств, приобретение некачественных товаров);

·            интернет-зависимость от компьютерных игр, которая приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким.

       Онлайновые  риски непредсказуемы, поэтому дети  нуждаются в помощи взрослых. Необходимо учить детей  безопасному поведению в интернете, предупреждать об опасностях виртуального мира, помогать ориентироваться в киберпространстве, учить искать полезную и нужную информацию.

      В связи с этим особую важность приобретает просветительская работа педагогов с родителями.  Стоит вооружить родителей знаниями по профилактике  рисков, связанных с   интернет - пространством у детей и подростков,  распознаванию на ранней стадии зависимости от интернета, по коррекции данного явления силами семьи и специалистов.

Что может подсказать взрослым, что ребенок проводит много времени в интернет-пространстве и у него  формируется или уже сформировалась компьютерная зависимость?

Стоит волноваться, если ребенок:

·           увеличивает  интервалы времени, проводимого за компьютером

·           демонстрирует неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала,

·           не способен спланировать окончание сеанса работы или игры

·           расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера

·           начинает разговаривать во время игры  сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны

·           ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер

·           обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми

·           теряет  интерес к происходящему вокруг

·           обесценивает то, что  раньше было дорого и важно

·           имеет неопрятный внешний вид

·           выдает частые резкие перепады настроения

·           становится более агрессивным

·           лжет, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам

·           часто  пропускает  школьные занятия по болезни или без причины

·           сократил контакты с друзьями и сверстниками

·           не имеет реальных друзей, зато много виртуальных

·           стал забывчив

·           стал равнодушен к близким

·     имеет нарушения сна:   постоянно  хочет спать

·           трудно встает по утрам, обычно в подавленном настроении

    Считается, что зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует.

Какие особенности характера детей и подростков могут являться «рисками»  для формирования зависимости от  разного рода интернет-услуг?

 

·           трудности в общении с взрослыми и сверстниками (в том числе и  с противоположным полом), обусловленные неуверенностью в себе  и высоким уровнем тревожности

·           необщительность в реальной жизни на фоне уверенности и индивидуализма

·           заниженная или завышенная самооценка

·           склонность к риску и авантюрам

·           нонконформизм – стремление во что бы то ни сталдо противоречить мнению

      большинства

·           эгоцентризм

·           склонность к депрессивным состояниям

·           склонность к избеганию проблем и ответственности

·           боязнь одиночества

·           потребность в социальной поддержке

·           низкая мотивация к учебе, труду и др.

 

     Предполагается, что использование интернет-ресурсов в качестве общения и самораскрытия характерно для детей, ощущающих некоторую недостаточность, неполноту, ущербность в обычной «реальной» жизни.

     Исследования показывают, что наиболее подвержены интернет-зависимости подростки, имеющие следующие типы характера: шизоидный, истероидный, эпилептоидный, лабильный.  Необходимо заметить, что доминирующие черты этих типов характера, являются основными рисками в формировании нарушенного поведения у детей и подростков.

 

Совместный (интересный) досуг семьи и роль дополнительного образования как ресурс   профилактики.

 

    Важно донести до  родителей информацию о том, что дети и подростки намного реже демонстрируют нарушенное поведение, когда родители:

 

·           искренне интересуются делами ребенка, знают, чем он живет

·           помогают ребенку решать его проблемы

·           находят время на общение с ребенком, организуют совместный досуг, приносящий удовольствие и тем, и другим

·           приобщают детей к семейным традициям и ритуалам

·           следят за соблюдением ребенком режима дня, создают психологический комфорт дома

·           стараются быть открытыми для контактов извне, поддерживает отношения с семьями друзей детей

·           помогают организовать для ребенка досуг вне дома (кружки, секции и др)

 

    Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать ребенку или подростку «присесть» на компьютерные игры и общение в чатах - это привлечь его в процессы, которые не  связаны с виртуальной реальностью.

 

Роль доверительных и дружеских отношений с ребенком – важнейший ресурс профилактики.

   

    Если в семье между взрослыми и детьми сохраняются эмоционально теплые отношения, ребенок уважает родителей, доверяет им, прислушивается к их мнению. Родители должны донести до ребенка следующую информацию:

 

·           на компьютер необходимо ставить фильтры для защиты от вирусов и вредной информации

·           компьютер нужен, прежде всего, для получения нужной и важной информации и позитивного общения

·           в сети множество опасностей и есть люди, которые принуждают других совершать поступки, опасные для жизни

·           не вся информация, которая появляется в сети,  является правдивой и точной

·           необходимо советоваться с родителем, когда сталкиваешься с нежелательной информацией или любым  приглашением (склонением к чему-либо другим лицом)

·           важно сообщать родителям о любом «нападении» на себя

·           родители отвечают за безопасность своего ребенка и должны быть в курсе того,  с кем он общается,  осуществлять адекватный возрасту контроль

·           родители всегда придут на помощь

       Очень важно чтобы родители своим примером показывали детям, как грамотно  строить свои отношения с интернет пространством и  не сообщали детям о «новинках» (игры и т.п.), вызывая тем самым ненужный  интерес.

 

Рекомендуемые ссылки:

 

http://www.maam.ru/detskijsad/statja-dlja-pedagogov-i-roditelei-opasnosti-s-kotorymi-deti-mogut-stolknutsja-v-seti-internet.html

http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/bezopasnyi-internet-dlya-pedagogov.pdf

http://contrlist.ucoz.ru/Ohta-Center/Tom6/issledovanie_internet-zavisimosti.pdf  

http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-zavisimyh-lichnostey

http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html

 

 
 
     

Дата последнего обновления страницы 27.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения